23.04.2009

 

О человеке, которого долго знаешь и любишь – с оттенком восхищения – писать сложнее, чем о постороннем, пусть и самом выдающемся. И профессиональный журналист здесь не исключение. Поэтому за статью о Викторе Попове я бралась не без внутреннего трепета. Ведь в моей жизни был период, когда почти каждое утро начиналось с нажатия магнитофонной кнопки: наготове лежали несколько кассет Попова. Сочетание изысканной поэзии с тонко подобранной музыкой и удивительным голосом - мужественным и нежным – вселяли пошатнувшуюся было веру в разумность мироустройства. После столь личного переживания обычные журналистские «вопросы – ответы» кажутся банальными. И всё-таки попробуем…

- Виктор, 2009 год для тебя юбилейный – год пятидесятилетия. Этот юбилей даже Библия выделяет как время торжества и подведения определённых итогов. Чем тебя порадовал этот год, и чем ты порадовал поклонников?

- Прежде всего, чередой запомнившихся концертов. Началось юбилейное турне, кстати, в Королёве, в ДК «Костино». Затем был Большой зал Дома учёных, на юбилейный концерт меня приехали поздравить Александр Городницкий, Юрий Лорес, Андрей Козловский и другие собратья по авторской песне. Из столичных хотелось бы выделить еще творческую встречу на ВВЦ, в павильоне «Республика песни». Из гастрольных выделялась поездка в Ярославль, где меня тепло встретили члены местного бард-клуба «Акварель». Оказалось, что в их репертуаре - чуть ли не половина моих песен, так что концерт получился совместным. Запомнилось выступление в Орле, в здании Драматического театра. Были концерты в Питере, Липецке, Брянске, Костроме, Твери, Рыбинске. Много ездил в качестве члена жюри на бард-фестивали России, Украины, Белоруссии. Недавно вернулся с Грушинского фестиваля, куда приглашали в качестве почётного гостя.

- А новые песни писать столь активная гастрольная жизнь не мешала?

- Было, конечно, но всё-таки материал для нового, девятого альбома почти готов. Правда, ещё не родилось название.

-Что будет за альбом?

- В отличие от многих предыдущих, это песни на стихи современных поэтов, имена большинства из которых ничего не скажут широкой публике. Но это замечательные поэты, и я горжусь тем, что некоторые стали моими хорошими друзьями: москвичи Юрий Лорес, Сергей Корычев, Игорь Царёв, минчанка Ольга Залесская. Всего в диск войдут 13-15 новых песен. С точки зрения музыкальной новый альбом будет «минималистским»: только голос и гитара.

- Чем продиктован отход от классической поэзии, известных имён? Раньше ты писал песни на стихи поэтов Золотого и Серебряного века, на слова Бродского, Губанова, Тарковского, Чичибабина, Левитанского, Горбовского. Неужели классики исчерпали себя?

- Ну, этого не случится никогда! Думаю, ещё настанет время их перечитать, остались и любимые стихи, на которые тянет написать музыку. Просто у меня сейчас иной период: с удовольствием открываю для себя и слушателей поэзию начала ХХI века.

- Но приходится слышать мнения, что в эпоху «постмодернизма» русская поэзия умирает, как и бардовская песня. «В 60- 70-е - времена Окуджавы, Высоцкого, Визбора - она расцвела, а теперь завяла», - заявляют иные критики.

- Как человек, пристально и пристрастно наблюдающий за этими процессами, утверждаю, что это не так! В России не только есть замечательные поэты - их много. Немало интересных русскоязычных авторов и в зарубежье. Другое дело, что нынешний взлёт не так заметен публике, как в шестидесятых. Просто тогда поэзия волновала толпы, а сейчас - небольшое число интеллектуалов. Бардовская песня тоже не умирает, просто становится другой, с новой эстетикой, непохожей на «шестидесятническую». Другой стала, в первую очередь, поэзия - более рефлексирующей, что ли... В ней больше пессимизма, «чернухи», но больше и самоиронии, иногда - ёрничества. И если мы в своё время оставались как бы «в тени вершин», то для следующего поколения этих вершин, вроде бы, и не существует: они пишут «с белого листа», тем и интересны. И это, заметьте, не от дикости или безграмотности (среди бардовской молодёжи, кстати, удивительно много филологов), а от острого желания выразить собственное мировоззрение. Другими стали музыкальные ритмы: бардовская песня граничит с бард-роком, фолд-роком. В общем, в следующем поколении бардов множество достойных внимания имён, и говорить можно скорее о «ренессансе».

- А вот ты не любишь, когда тебя называют «бардом». Почему?

- Я работаю в жанрах авторской, актёрской песни. В общем представлении бард – тот, кто пишет на свои тексты. Я же превращаю в песни стихи других авторов. Но и профессионального композиторского образования у меня нет, есть режиссёрское. Я каждую песню стараюсь превратить в мини-спектакль. И в поэзии мне интересны вещи «театральные»: диалоги, монологи. Мне важно «прожить» их, перевоплощаясь в героя. Авторскую песню и театр роднит способность вести со зрителем доверительный разговор, подводить к философскому осмыслению действительности. Но сегодня многие пытаются спрятаться за внешнюю, вещественную стороны жизни, так называемой «гламур», поэтому моя аудитория не может быть слишком обширной. Да я и не люблю концертов «на стадионах»: в камерном зале легче создать атмосферу душевной близости со зрителем.

- Возможно, некоторых от твоих песен отталкивает драматизм, серьёзность. Есть в твоем репертуаре и удачные шуточные, но мало. Дело в мироощущении?

- Не только, хотя по жизни я скорее - задумчивый Пьеро, а отнюдь не Арлекин. Но не стоит пугать читателей: драматизм у меня часто соседствует с лиризмом, этакой «светлой грустью». И всё-таки артист должен работать в разных жанрах. Я пытаюсь делать и лёгкие шуточные, детские песни. Но писать смешные стихи на высоком поэтическом уровне сложно, подобные вещи - редкость. А у меня к поэзии придирчивый вкус. Впрочем, за годы работы на сцене все же накопились песни, которыми я разряжаю атмосферу в зале. Сейчас думаю над созданием отдельного альбома: «Не всерьёз».

- Что ещё в планах?

- Думаю вернуться к ранним работам: многое хотелось бы перепеть заново с учётом накопленного опыта. Есть предложения от музыкального издательства «Моспром» об издании альбома моего «Избранного». Продолжают поступать приглашения на конкурсы и фестивали. Так что планов хватает! Дай Бог всё осуществить, «понимая, как мало отпущено дней». Это, кстати – цитата из новой песни на стихи Сергея Корычева, вошедшей в готовящийся диск. Там есть ещё замечательная строка о «жажде стихов и любви»- главной, которую призвано утолять искусство.

Елена АЛЕКСАНДРОВА, 2009